Классификация продуктов детского питания

wpid-SBdjx7qD.jpg

Классификация продуктов детского питания

Наиболее важным условием для возможности ассимиляции пищи детским организмом в любом возрасте является соответствие между химическими структурами пищи и ферментными констелляциями организма. Это «правило соответствия» проявляется на всех уровнях усвоения пищевых веществ: в желудочно-кишечном тракте, при транспорте питательных веществ к органам и тканям, на уровне клеточного питания и, наконец, при превращении этих веществ в субклеточных структурах. Таким образом, адекватным определенному возрасту может быть только тот продукт, который в достаточной степени по качественным и количественным характеристикам соответствует типу обмена веществ и организации ферментных процессов данного организма.

Продукты детского питания по степени их соответствия возрастным физиолого-биохимическим особенностям детского организма можно разделить на 5 групп.

1 группа. Продукты, обеспечивающие питание детей в первые 6 месяцев жизни.

Для данного возраста характерны: физиолого-биохимическая незрелость организма и, прежде всего, ферментных систем пищеварительного тракта.

Основная пища — материнское молоко — монопродукт, содержащий все необходимые компонента (формула сбалансированного питания для данного возрастного периода).

2 группа. Продукты, обеспечивающие питание детей от 6 месяцев до 1 года.

Основной источник энергетического и пластического питания детей — молоко и молочные продукты. Но обязательна коррекция: добавляются белковые продукты (мясо), крахмал зерновых продуктов (как источник энергии), железосодержащие продукты (желток яйца, печень, овсяная крупа), минеральные вещества и витамины (овощи и фрукты).

3 группа. Продукты, обеспечивающие питание детей от 1 года до 3 лет.

Данный возрастной период характеризуется быстрым созреванием физиолого-биохимических систем пищеварительного тракта и приближением характера его функционирования к организму взрослого человека. Постепенно снижаются потребности в белках, витаминах и энергии при пересчете на 1 кг массы тела. Резко расширяется ассортимент продуктов, которые способен усвоить организм ребенка. В этом возрасте ребенок нуждается практически во всех основных группах пищевых продуктов, однако способы их приготовления и их соотношение в рационах питания сохраняют специфические черты, отражающие основные физиолого-биохимические особенности данного возраста. В большом количестве используются молоко и молочные продукты, хлебобулочные изделия, различные каши, овощные и фруктовые пюре, мясные и рыбные котлеты, соки, свежие овощи и фрукты.

Учитывая физиологические особенности пищеварительного тракта детей данного возраста и наличие в большинстве фруктов и овощей достаточно грубой клетчатки необходима гомогенизация или тщательное измельчение овощей и фруктов.

4 группа. Продукты, обеспечивающие питание детей от 3 до б лет.

Детский организм в этом возрасте способен, усваивать все натуральные и консервированные продукты. И все же для детей этого возраста, особенно находящихся в детском дошкольном учреждении, целесообразно включение в рацион специализированных комбинированных продуктов питания с добавлением белково-минерального компонентам (хлеб, булочки, конфеты, гречневая, овсяная, рисовая крупы), обогащенного незаменимыми аминокислотами, витаминами группы В, молочнокислым кальцием), а также специальные консервированные продукты для детского питания (соки, пюре, пасты и пр.).

5 группа. Продукты, обеспечивающие питание детей школьного возраста.

Состав продуктов очень разнообразен. Ежедневно в меню должны быть молоко и молочнокислые продукты (до 500 мл в различных видах). Сметану лучше использовать для заправки супов и салатов. Сливочное масло — без кулинарной обработки, растительные масла — для заправки овощных блюд, широкое использование маргаринов, яйца, мясо рыба) — включаются в питание ежедневно. Хлеб ржаной, специализированные хлебобулочные изделия повышенной биологической ценности; разнообразные крупы. Овощи, ягоды — в достаточном количестве. Соки — неосветленные, с мякотью, богатые пектином.

В детском питании возможна замена продуктов по основным пищевым веществам с использованием таблиц замены.